WordPress

Препятствия не позволяющие бизнесу воспользоваться налоговыми льготами

Препятствия не позволяющие бизнесу воспользоваться налоговыми льготами - картинка 1
Здесь мы предлагаем статью: "Препятствия не позволяющие бизнесу воспользоваться налоговыми льготами". Сайт содержит информацию из авторитетных источников. На все возможные вопросы вам ответит дежурный консультант.

Что мешает бизнесу пользоваться льготами?

Система стимулирования бизнеса развивается в России уже много лет. Каждый субъект Федерации создает свою, уникальную систему льгот и мер поддержки для разных видов предпринимательства. Тем не менее сами бизнесмены от существующей системы не в восторге. Торгово-промышленная палата РФ недавно провела опрос, пытаясь выяснить, какие льготы установлены в разных регионах России и что мешает ими пользоваться.

[2]

Со своей стороны «Инвест-Форсайт» задал ряду региональных экспертов вопросы: какие главные препятствия мешают бизнесу пользоваться установленными для него региональными и федеральными льготами, как можно улучшить администрирование льгот для бизнеса и стоит ли менять для этого законодательство. Ниже мы приводим ответы экспертов.

Препятствия не позволяющие бизнесу воспользоваться налоговыми льготами - картинка 2Гендиректор «Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства» Александр Браверман. Екатерина Штукина / РИА Новости

Препятствия не позволяющие бизнесу воспользоваться налоговыми льготами - картинка 3Сергей Васин, генеральный директор АО «Корпорация развития Ульяновской области» (Ульяновская область)

— Какие главные препятствия мешают бизнесу пользоваться установленными для него региональными и федеральными льготами?

— В целом инвесторы очень позитивно относятся к действующим на территории Ульяновской области налоговым льготам как федерального, так и регионального уровня, и активно пользуются правом на господдержку. Практически все крупные инвестиционные проекты реализуются в регионе в режиме особого благоприятствования.

Ульяновская область на сегодняшний день предлагает инвесторам развитую систему налоговых льгот и преференций при реализации проектов, которая учитывает потребности различных по масштабу и профилю компаний и в то же время носит универсальный характер благодаря наличию на уровне региона стандартных пакетов мер государственной поддержки. С учетом соответствия ряду установленных критериев инвестпроекту может быть присвоен региональный статус особо значимого или приоритетного. Эти инструменты предусматривают существенное снижение ставок налога на прибыль организаций, а также налогов на землю, имущество и транспорт, которые относятся к региональному и местному ведению. Действующая редакция Налогового кодекса позволяет региональным властям применять широкий спектр налоговых льгот на данном направлении.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Применяются достаточно строгие критерии отбора инвесторов для применения особых налоговых режимов, которые гарантируют экономическую эффективность реализуемых инвестиционных проектов и сбалансированность регионального бюджета по результатам их реализации и выхода на плановый уровень рентабельности и проектную мощность производства. Особые налоговые режимы действуют и будут продолжать действовать еще долгие годы для резидентов особых экономических зон, территорий опережающего развития, имеющих официальный статус индустриальных парков.

Региональная система государственной поддержки инвесторов стимулирует компании не только реализовывать заявленные проекты в полном объеме и в указанные в бизнес-плане сроки, но и расширять существующее производство, налаживать кооперацию с местными производителями, приводить в регион своих партнеров и поставщиков, осуществлять замещение импортируемых комплектующих. Главный инструмент на данном направлении — специальный инвестиционный контракт как в федеральном, так и в региональном его виде.

Большой потенциал для роста инвестиционной привлекательности Ульяновской области заключает в себе механизм регионального инвестиционного контракта, действие которого с 2016 года распространяется на всю территорию Российской Федерации.

Едва ли не единственным объективным препятствием для компаний при получении налоговых льгот в Ульяновской области является несоответствие отдельных параметров инвестиционного проекта установленным требованиям, которое выявляется по итогам изучения предложенного инвестором проекта комиссией Правительства Ульяновской области. Но это объективное требование, поскольку именно оно гарантирует просчитанный социальный (зарплата персонала) и экономический (ускоренный выход на рентабельный уровень) эффект от полученных инвестором налоговых льгот. Инвесторы опасаются изменений в налоговой системе, которые в последнее время происходят регулярно. Например, в 2018 году на федеральном уровне была отменена льгота по налогу на движимое имущество, после чего этот налог решили отменить с 2019 года. Также с 2019 года возрастает ставка НДС, меняются правила отчисления взносов в социальные фонды. Всё это создает ненужную нестабильность и мешает бизнесу осуществлять долгосрочное планирование. Отсутствие понятной информации о планах властей в отношении изменений налоговой системы создает нервозность и отпугивает многие иностранные компании от российской юрисдикции.

— Как можно улучшить администрирование льгот для бизнеса? Стоит ли менять для этого законодательство?

— На наш взгляд, не следует торопиться с внесением радикальных изменений в нынешний порядок администрирования льгот для бизнеса. Действующая в настоящее время на федеральном и региональном уровнях система мер поддержки достаточно эффективна и учитывает различные интересы компаний, их индивидуальные потребности и особенности, в том числе длительные сроки кредитования и реализации проектов.

Унификация действующих на территории всей страны налоговых льгот, наверное, необходима. Однако нельзя при этом чрезмерно ограничивать возможности регионов предоставлять меры государственной поддержки инвесторам, прежде всего по налогам на прибыль и на имущество. Власти субъектов должны иметь возможность обеспечивать необходимое инвесторам пространство для маневра на начальной стадии реализации проекта, когда расходы наиболее велики, а окупаемость проекта на нуле. Считаем, что механизм регионального инвестиционного проекта, который предусмотрен Налоговым кодексом и в настоящее время имплементируется в законодательство Ульяновской области (обнуление федеральной части налога на 5 лет и введение региональной ставки налога в размере 10%), решает данную задачу достаточно эффективно.

Поскольку федеральное Министерство финансов заявляет о необходимости упорядочить региональные налоговые льготы и фактически свести их к перечню мер, закрепленных в Налоговом кодексе, необходимо расширять практику применения таких эффективных мер господдержки, как СПИК и другие механизмы стимулирования импортозамещения. Необходимо помнить, что стабильность государственного регулирования для бизнеса является наилучшей мерой государственной поддержки из всех возможных, поскольку позволяет планировать экономические показатели проектов на длительный срок.

Препятствия не позволяющие бизнесу воспользоваться налоговыми льготами - картинка 4Роман Алехин, основатель маркетинговой группы «Алехин и Партнеры» (Курская область)

— Какие главные препятствия мешают бизнесу пользоваться установленными для него региональными и федеральными льготами?

— Главное препятствие — боязнь сближаться с властью и лишний раз показывать свой бизнес изнутри. Любые льготы, начиная от сниженной налоговой ставки и заканчивая субсидиями, связаны с раскрытием информации для властей. Этим пользуются и правоохранительные органы, которые практически сразу после получения субсидий проверяют их расходование. И если сами субсидии большинство предпринимателей, понимая это, используют по назначению, то не факт, что в остальных аспектах бизнеса всё происходит абсолютно легально. Где-то серая зарплата, где-то небольшая схемка минимизации налогов, где-то серый товар из-за границы. А правоохранительные органы часто используют проверку целевого получения льгот как повод проверить весь бизнес. Кроме того, раскрытие информации властям может поспособствовать и появлению нового конкурента, который окажется другом или родственником представителя власти. Я общался со многими предпринимателями, и даже те, кто заявлял, что не пользуется льготами в связи с тем, что нужно подготовить много бумаг, дальше в разговоре всё же всё сводили именно к недоверию властям в том или ином аспекте.

— Как можно улучшить администрирование льгот для бизнеса? Стоит ли менять для этого законодательство?

— Улучшить можно, только создавая общие правила, отменив льготы, применение которых регулируют чиновники. Например регистрируешь производственный бизнес — платишь нулевой налог три года, а также имеешь сниженный налог для сотрудников на доходы и соцвзносы. Важно, чтобы воспользоваться льготами можно было в уведомительном порядке, а не через разрешение чиновника. Однозначно, для этого необходимо менять законодательство. Вообще, всё российское корпоративное законодательство давно устарело: оно построено на принципе презумпции виновности предпринимателя или бизнесмена, а должно быть — наоборот.

Препятствия не позволяющие бизнесу воспользоваться налоговыми льготами - картинка 5Олег Кочетков, генеральный директор компании «СтанкоМашСтрой» (Пензенская область)

— Какие главные препятствия мешают бизнесу пользоваться установленными для него региональными и федеральными льготами?

— Зачем вообще нужны льготы?! Не проще ли просто понизить налоги для бизнеса и дать ему возможность самостоятельно развиваться? Сегодня бизнес становится похож на инвалида, которому постоянна необходима помощь. Это нездоровая ситуация, которая может привести к тому, что мы не увидим нормального экономически развитого бизнеса, который сможет самостоятельно работать, получать прибыль, трудоустраивать людей и быть конкурентоспособным. Но если государство приняло решение о предоставлении льгот и субсидий бизнесу, в основном малому и среднему, в первую очередь у самого бизнеса должно быть желание и возможность, а главное, специалист, который будет заниматься этими вопросами: искать информацию о действующих программах, собирать пакет документов, подавать их в соответствующие ведомства, контролировать процесс рассмотрения. Если мы говорим про малый бизнес, это ляжет на плечи собственника, если про средний бизнес, то в штате обязательно должен быть специалист по данным вопросам.

Сегодня довольно сложно получить полную информацию о том, какие существуют льготы для каких категорий бизнеса. Далеко не все знают, как их получить и к кому обращаться. Государственные структуры — возможно налоговая инспекция, чья основная функция заключается в контроле за собираемостью налогов, — должны предоставлять полную информацию о том, какие существуют льготные программы и на какие субсидии может рассчитывать тот или иной бизнес, и все это сделать в одном окне. Принес налоговый отчет — получил информацию.

— Как можно улучшить администрирование льгот для бизнеса? Стоит ли менять для этого законодательство?

— Для бизнеса должны быть созданы хорошие выгодные условия работы. Что-то менять в законодательстве нужно только в случае, если в стране плохая собираемость налогов, а сейчас, на мой взгляд, с этим все нормально — бизнес в большинстве своем платит налоги исправно, даже есть на федеральном и региональном уровне некий запас, есть возможность предоставлять льготы и субсидии. Все сравнимо с пенсионной реформой, о которой мы услышали в апреле, а уже через три месяца ее принимали в первом чтении. Главная составляющая законопроекта, которая вызвала много шума, — повышение пенсионного возраста. А не проще ли было повысить отчисления в Пенсионный фонд, которые мы платим ежемесячно? Это повышение работник практически не заметит. Но при этом не нужно будет увеличивать пенсионный возраст, вызывающий столько негодования в обществе.

Препятствия не позволяющие бизнесу воспользоваться налоговыми льготами - картинка 7Ольга Иркаева, руководитель отдела франчайзинга международной сети кофеен «Даблби» (Санкт-Петербург)

— Какие главные препятствия мешают бизнесу пользоваться установленными для него региональными и федеральными льготами?

— Для нашего бизнеса нет льгот, поэтому мы стараемся продвигать его своими силами. Но для начинающего предпринимателя сейчас хорошие условия, а в 2016 году законодательство в сфере бизнеса пополнилось новыми льготами. В основном они касаются ИП новых субъектов малого бизнеса. Льготы помогают снизить налоговую нагрузку на два-три года, чтобы предприниматель направил деньги на развитие бизнеса. В регионах власти устанавливают более низкие налоговые ставки, для некоторых категорий начинающих предпринимателей действуют безвозмездные субсидии и гранты. От предпринимателя государству требуется только создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

— Как можно улучшить администрирование льгот для бизнеса? Стоит ли менять для этого законодательство?

— Тем, кто заинтересован в получении льгот, достаточно узнать информацию в центрах поддержки предпринимательства. В этом плане я не вижу препятствий для использования льгот теми, кто подходит под все условия их получения.

http://www.if24.ru/chto-meshaet-lgotam-biznesa/

Бизнесу будет проще воспользоваться налоговыми льготами

В августе бизнес наконец дождался отмены налога на движимое имущество. Но споры о льготе на него за прошлые периоды продолжаются. 16 октября Верховный суд разрешил спор, тянувшийся с 2015 г., когда в силу вступили поправки, не позволяющие пользоваться освобождением от налога при передаче нового оборудования взаимозависимым лицам. Верховный суд льготу признал.

Налоговики проверяли уточненные декларации компании «Азот» (входит в холдинг «Еврохим») за 2015 г. и I квартал 2016 г. Компания захотела вернуть уплаченные 744 524 руб. налога на оборудование, которое изготовило ее «сестринское» предприятие «Новомосковск-ремстройсервис». Налоговики отказали, компания обратилась в суд, проиграла процесс в трех инстанциях, но Верховный суд встал на ее сторону. Взаимозависимость не является основанием для более обременительного налогового режима компаний, входящих в единую группу и имеющих «длительные экономически и исторически обусловленные хозяйственные отношения», указано в определении Верховного суда. Ограничение в Налоговом кодексе не распространяется на ситуации, которые не приводят к уклонению от уплаты налогов.

До этого дела налоговые органы всегда отказывали в применении льготы в таких случаях, рассказывает юрист «Щекин и партнеры» Евгения Миронова. Норма, которую оспаривал бизнес, по сути, «поставила крест» на внутрихолдинговых перепродажах имущества, говорит партнер Taxology Алексей Артюх, который представлял «Азот» в суде: «Жертвой такого «сплошного» регулирования стали добросовестные налогоплательщики, это касается каждого холдинга». Такие ситуации широко распространены, подтверждает Миронова. С подобными спорами «Еврохим» сталкивался и раньше, говорит его представитель.

Проблемы движимого имущества

Летом власти решили отменить налог на движимое имущество с 2019 г. Однако бизнес столкнулся с проблемой – налоговики переквалифицировали оборудование в недвижимое имущество (ставку по нему устанавливают регионы, она не может превышать 2,2%) и ретроспективно облагали компании налогом, в отдельных случаях – до половины оборудования. Основные пострадавшие – компании нефтегазового, химического и металлургического секторов, энергетики, говорил Артюх. В сентябре Минэкономразвития подготовил законопроект, который должен определить, какое имущество считается движимым, а какое – нет, для целей налогообложения. В недвижимом появляется новый критерий – это объекты капитального строительства, что проведет четкую границу в спорах, сходятся опрошенные «Ведомостями» юристы.

Бизнес может злоупотреблять этой льготой, но в рассмотренном деле факты злоупотреблений не были установлены, признает представитель ФНС. В целом практика применения данной нормы не является массовой, это единичные случаи, указывает он. Подобных споров меньше десятка, подтверждает Артюх, но это связано с тем, что большинство налогоплательщиков обреченно платили налог, понимая абсурдность ситуации. Или закупали новое оборудование по агентской схеме, добавляет руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

Верховный суд впервые призвал налоговиков смотреть на экономическую цель в каждом случае, говорит старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев. Дело может стать началом применения налоговых льгот исходя из экономического смысла, подтверждает партнер EY Алексей Нестеренко. Теперь компании смогут подать заявление о возврате излишне уплаченного налога за три года с момента уплаты, добавляет Зарипов, и попытаться оспорить формальный подход и в других ограничениях льгот. Налоговики скорее всего будут и дальше отказывать в льготе из-за аффилированности, рассуждает Миронова, но налогоплательщик теперь получает шанс отстоять свое право на нее.

http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/10/19/784091-biznesu-prosche-vospolzovatsya-lgotami

Шире льготы, налоги уже. Владельцы торговых центров оценили предложенные бизнесу льготы

Препятствия не позволяющие бизнесу воспользоваться налоговыми льготами - картинка 9

Владельцы торговых центров и комплексов Пермского края получили возможность ознакомиться с пакетом поддержки для регионального бизнеса, который разработали краевые власти. Но проблема в том, что для получения отдельных из них количество требований является препятствием не хуже, чем просто отсутствие в перечне тех самых пострадавших. Вдобавок к этому в перечень все еще не входят представители организаций, которые занимаются управлением недвижимостью. Более того, предприниматели склонны считать, что предлагаемые льготы едва ли можно назвать полноценной поддержкой.

«Половина от налога на имущество не покрывает даже трети потерь по арендным доходам торгового центра за месяц простоя. А если это не месяц? Предложенных мер явно недостаточно», – считает Елена Жданова, директор ООО «Управление недвижимости «ЭКС».

Еще одна фундаментальная проблема происходит от порядка начисления налога. Таким образом, выделенные льготы по платежам никак не помогут управляющим компаниям и собственникам торговой недвижимости прямо сейчас. «Начисление налога на имущество произойдет в марте 2021 года, соответственно, и льгота будет применена в том же периоде. А оплату ТЦ осуществляют в виде авансовых платежей ежеквартально в течение 2020 года. То есть платить нужно сейчас, когда денег катастрофически не хватает даже на текущее содержание, а льготу ТЦ получат только в следующем году», – объясняет г-жа Жданова.

Исходя из складывающейся ситуации и с учетом мнения регионального бизнеса, Пермская торгово-промышленная палата (ТПП) направила в адрес краевых властей письмо с предложением расширить льготу по 50-процентному снижению налога на имущество для собственников коммерческой недвижимости. По мнению Олега Жданова, президента организации, существующие условия не позволяют получить поддержку многим собственникам, так как ограничение в размере не менее 5 тыс. кв. метров площади объекта просто отсекает их, делая льготу своеобразным эксклюзивом. В ТПП считают, что необходимо распространить эти условия на все торговые объекты, по которым налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Такое мнение представители краевого бизнеса очень даже разделяют.

«Поддержка государства собственников и управляющих компаний торговой недвижимости очень избирательна. Согласно закону Пермского края от 16.04.2020 года поддержка со стороны государства в виде снижения налога на недвижимость коснется всего нескольких собственников самых крупных ТЦ. Получилась льгота для самых больших и богатых. Нет никакого экономического и правового обоснования цифры 5000 кв. метров. По этой логике нужно, например, помогать ресторанам, у которых больше 300 посадочных мест или туроператорам, которые продают в год не менее 1 млн. туров, или гостиницам с номерным фондом от 200 номеров и так далее», – высказалась Елена Денисова, генеральный директор УК «Труменс-Групп».

Г-жа Денисова обращает внимание на то, что в регионе закрыты все торговые центры и все они одинаково не имеют права работать. Из-за этого указание ограничения по квадратным метрам вызывает у представителей отрасли недоумение.

«Льготы чисто декларативные, никакой помощи от государства нет, по крайней мере, на текущий момент. Может быть, в дальнейшем и будет, но как только вся эта ситуация завершится – вся помощь тоже закончится. Будем выживать как можем», – высказал аналогичное мнение директор УК «Столица» Константин Копытов.

Осложняется положение еще одним фактором – все та же льгота в 50% предоставляется только собственникам коммерческой недвижимости, соответствующей необходимым критериями для ее получения. На это также обратили внимание в ТПП и в предложениях к властям указали на необходимость добавить в перечень отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, те компании, которые занимаются арендой и управлением собственным или арендованным недвижимым имуществом.

«Мое мнение: если вводить льготы, то для всех ТЦ и управляющих компаний, потому что все в одинаковой ситуации находятся», – поделилась мнением с Business Class г-жа Жданова.

В то же время, по ее словам, фактическое состояние отрасли в регионе приближается к критическим показателям. В подобных условиях арендаторы и арендодатели смогут протянуть еще максимум месяц. «Дальше просто начнется тотальная неплатежеспособность и собственников, и арендаторов. Если арендаторы не начнут торговать и получать выручку для оплаты хотя бы с июня – ситуация будет очень серьезной», – добавила Елена Жданова.

«У арендаторов в большинстве своем уже сейчас нет денег платить аренду и коммуналку за апрель и понятно, что в мае этих денег не появится. Этот бизнес работает с оборота и запасов ни у кого нет, много оборотных денег в товаре, который «завис» у поставщиков или лежит в магазинах. Многие предпринимают попытки продавать через интернет, но это долгий процесс, и тех продаж, которые есть, хватит в лучшем случае на зарплату тех сотрудников, которых не коснулось увольнение. После выхода из карантина, мы недосчитаемся очень многих магазинов, да и те, которые останутся, вряд ли смогут работать с прежней рентабельностью», – присоединяется к ней в размышлениях Елена Денисова.

Для того чтобы избежать подобных пессимистичных прогнозов, считают представители бизнеса, меры поддержки нужно значительно расширить. «Необходимы льготы по налогу на прибыль, 100% льготы по налогу на имущество и налогу на землю, отмена арендной платы за земельные участки, снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, отмена авансовых платежей по НДС и налогу на прибыль и переход на оплату по факту», – перечислила необходимые по ее мнению направления поддержки бизнеса г-жа Жданова.

В «Труменс-Групп» дополнительно обращают внимание на то, что начать помогать нужно «уже вчера», а именно с начала нерабочего месяца. «Государству необходимо было с 1 апреля 2020 года начать софинансировать зарплаты хотя бы в размере МРОТ, снизить общую ставку страховых взносов, отменить не менее, чем на год налоги на имущество и землю для всех владельцев недвижимости, дать до конца года отсрочку по уплате НДС, налога на прибыль, а также возможность работодателям отпускать часть сотрудников в неоплачиваемый отпуск на период до трех месяцев с обязательным уведомлением органов соцзащиты. Помимо этого нужно было предоставить каникулы по выплате ипотечных кредитов, предоставить отсрочку по выплатам коммунальных платежей до конца года без возможности отключений со стороны ресурсоснабжающих организаций и внести отрасль по управлению коммерческой недвижимостью в перечень особо пострадавших отраслей», – считает г-жа Денисова.

[1]

Региональный бизнес, таким образом, по-прежнему чувствует крайнюю неудовлетворенность принимаемыми решениями в части попыток поддержать его. И пока предприниматели не видят предпосылок для перехода на какой-либо позитивный сценарий развития дальнейших событий.

«Озвученные государством меры поддержки на сегодняшний день, к сожалению, не имеют под собой до сих пор нормативно-правовых актов, поэтому большая часть из них не работает. Также эти меры касаются только «особо пострадавших отраслей». По факту почти все отрасли пострадали. А те, кто не пострадал на данный момент, почувствуют себя плохо уже в ближайшее время в связи с падением покупательского спроса и платежеспособности большей части населения», – резюмирует Елена Денисова.

http://www.business-class.su/news/2020/04/30/shire-lgoty-nalogi-uzhe-vladelcy-torgovyh-centrov-ocenili-predlozhennye-biznesu-lgoty

Игра в преференции: из-за льгот для бизнеса регионы потеряли 211 млрд

Послабления по налогам признали неэффективными в 25 субъектах, но их власти готовы с этим поспорить.

Льготы для бизнеса по налогу прибыль абсолютно неэффективны в 15 регионах. Об этом говорится в письме первого замглавы Минфина Леонида Горнина к руководителям субъектов (есть у «Известий»). В целом по стране результат не дают более 30% таких преференций. Другой вид послаблений — по налогу на имущество — непродуктивен в 12 регионах (при средней неэффективности по стране на уровне 43%). В письме первого замминистра главам субъектов рекомендуется исключить нерациональное использование бюджетных денег. По оценке Минфина, в прошлом году регионы недополучили 211 млрд рублей из-за льгот по обоим видам налогов. Их власти готовы пересмотреть только часть преференций — ведь такая практика помогает привлекать инвестиции.

От Петербурга до Камчатки

Минфин оценил рациональность использования регионами двух главных фискальных стимулов для бизнеса: льгот по налогам на прибыль и на имущество. Преференции первого вида «в полном объеме признаны неэффективными» в 15 регионах, говорится в письме Леонида Горнина к главам субъектов.

В их числе Брянская, Владимирская, Воронежская, Костромская, Новгородская, Астраханская и Оренбургская области, республики Карелия, Тыва, Бурятия и Карачаево-Черкесия. Также в этот список попали Краснодарский, Камчатский и Красноярский края и Чукотский АО. В среднем по всей стране субъекты нерационально используют более 30% таких преференций из их общего объема.

Льготы по налогу на имущество абсолютно непродуктивны в 12 регионах: Воронежской, Новгородской, Тверской, Магаданской, Саратовской и Новосибирской областях, республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания, Марий Эл, Забайкальском крае и Санкт-Петербурге. Средний по стране показатель неэффективности этого типа стимулов составил чуть более 43%.

Таким образом, в общей сложности в 25 субъектах абсолютно неэффективно предоставляются льготы либо по налогу на прибыль, либо по налогу на имущество.

Не до льгот

В письме первого замминистра главам регионов рекомендуется постоянно анализировать эти льготы и отменять неэффективные. В общем из-за снижения ставок для бизнеса по этим двум налогам в 2018 году бюджеты субъектов недополучили 211 млрд рублей, оценили в Минфине по просьбе «Известий».

В ответ на дополнительный вопрос о том, как планируется простимулировать регионы к отмене неэффективных послаблений, в пресс-службе ведомства сообщили, что масштаб недополученных из-за преференций доходов будет учитываться при составлении рейтинга регионов по качеству управления финансами. Кроме этого, субъекты обязаны до 1 августа 2020 года самостоятельно оценить эффективность льгот и представить в Минфин программу по отмене нецелесообразных. Конкретные дедлайны по очищению бюджетов от непродуктивных преференций регионам не ставят.

«Известия» опросили российские субъекты, попавшие в списки Минфина. В пресс-службе администрации главы Марий Эл сообщили, что в 2017 году ставка по налогу на имущество была понижена для двух организаций, реализующих в республике инвестпроекты на сумму 100 млн рублей. Льгота обошлась местному бюджету в 28,3 млн рублей. Формально, она действительно неэффективна, однако на практике преференция позволяет наращивать инвестиции в регион, поэтому отменять ее в ближайшее время не планируется, добавили в пресс-службе.

[3]

В правительстве Магаданской области сказали, что основная масса неэффективных преференций была отменена в 2017-2018 годах. Оставшаяся льгота по налогу на имущество для резидентов Территорий опережающего развития истекает в конце 2021 года, однако регион откажется от нее на год раньше.

Общий объем предоставленных Санкт-Петербургом стимулирующих налоговых льгот по налогам на прибыль и на имущество организаций в 2018 году составил порядка 15 млрд рублей. В Петербурге проведен мониторинг правоприменения действующего регионального налогового законодательства. Отдельные льготы были признаны неэффективными. Правительство Санкт-Петербурга разработало законопроект, на основании которого они подлежат отмене или замене на субсидии.

В Костромской области объём льгот за 2018 год составил 414,4 млн рублей. По оценке местного департамента экономического развития, в бюджет области на 1 рубль преференций поступает 10 рублей доходов от инвестпроектов. По новой методике Минфина, утвержденной в июне, правительство пока преференции не оценивало.

«Известия» также обратились в другие субъекты с просьбой прокомментировать эффективность налоговых льгот, действующих на их территории. В Нижегородской области заявили, что общая сумма преференций по налогам на прибыль и на имущество в 2018 году составила 3,7 млрд рублей. С начала года было отменено четыре льготы в связи с их неэффективностью.

В Пермском крае сказали, что по итогам 2018 года из общего объёма льгот на сумму 10,2 млрд рублей неэффективными признаны две льготы: для организаций в отношении имущества авиационной инфраструктуры и для потребительских кооперативов в сфере жилищного строительства.

В Томской области за тот же период было предоставлено стимулирующих льгот на 390 млн рублей. Четыре из них на сумму 108 млн рублей имели по итогам 2018 года положительный бюджетный эффект.

Cамарская область предоставляет льготы по налогу на прибыль на сумму 3,5 млрд рублей и на имущество — на 2,3 млрд. Ряд льгот признаны неэффективными, их планируется заменить адресной поддержкой предприятий.

В Ханты-Мансийском АО — Югра 74,29% льгот по налогу на прибыль (на сумму 12,5 млрд рублей) признаны эффективными с точки зрения окупаемости для бюджета. По налогу на имущество аналогичные показатели составляют 99% или 3 млрд рублей.

В ЯНАО, Алтайском крае, Калининградской, Челябинской, Иркутской, Волгоградской, Орловской и Ростовской областях сообщили, что неэффективных льгот у них нет.

В остальных субъектах РФ не ответили на вопросы «Известий».

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Право получить льготы по налогам на прибыль и на имущество имеют лишь отдельные категории плательщиков. К ним относятся фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество — 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.

Внутренний риск

Три года назад неэффективных льгот в субъектах было гораздо больше, уверена замдиректора группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Однако с тех пор Минфин значительно ужесточил контроль за финансами. В частности, ведомство установило жесткие критерии долговой нагрузки. Она рассчитывается относительно общего объёма налоговых и неналоговых доходов региона. Чем больше он предоставляет преференций, тем ниже поступления в казну субъекта, тем, соответственно, выше показатель долговой нагрузки, объяснила эксперт. О том, что регионы стремятся активнее урезать льготы, свидетельствует снижение их веса в налогооблагаемой базе. Например, в Пермском крае — одном из «антилидеров» условного рейтинга самых щедрых на льготы регионов, вес преференций сократился с 3,8% в 2016 до 2,3% в 2018-м, в Оренбургской области — с 2,6% до 1,7% и так далее, заключила Елена Анисимова.

Впрочем, 30% и 43% непродуктивных льгот по налогам на прибыль и на имущество соответственно — это все ещё довольно существенный показатель, полагает главный экономист группы БКС Владимир Тихомиров. Дело в том, что около трети российских регионов дотируются из федерального центра. Фактически, это означает, что одни субъекты платят за неэффективное управление других.

Расширение практики установления налоговых преференций — один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России, оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году. По подсчётам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей.

http://www.audit-it.ru/news/account/1001654.html

Литература

  1. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
  2. Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.
  3. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.
  4. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.
  5. Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях